Одиночество….  Как часто, одно лишь упоминание о нем навевает тоску и печаль.  Человек – существо, созданное Богом для общения с Ним и с себе подобными.  И своего человеческого совершенства он достигает лишь в союзе с тем или той, кого определил ей или ему Премудрый  Творец.  Но как же тогда быть множеству одиноких людей, страдающих от приступов тоски, депрессии, ненужности?….

Мне хотелось бы посмотреть на эту особенную категорию людей с разных сторон.  Сначала, глазами той, кем долгое время была сама, потом, глазами Бога….

x_5cb2e279Сколько боли можно увидеть порой в глазах одинокой девушки, которой уже давно за 30, и как беспощадны и бестактны можем быть мы, христиане, при каждой встрече обращаясь к ней с вопросом: «Ну как ты, замуж не собираешься?», словно факт замужества зависит исключительно от ее личного решения или расположения…  Неудивительно, что реакцией на подобную, простите, «медвежью услугу», часто бывает внутренняя замкнутость, когда автоматически, как у речной улитки, створки души незамедлительно плотно закрываются, в попытке защитить то самое деликатное и чувствительное место, в которое так небрежно ткнули…. Всё это происходит незаметно глазу, а в ответ лишь прозвучит короткое «нет», не давая возможности развиться болезненной теме для разговора.

Устраивая праздники для будущих матерей и приглашая тех, кого за глаза так нелестно и даже отталкивающе клеймят «старыми девами», женщины часто просто не задумываются насколько ранят эти души их восторженные рассказы о переживаемых ими новых чувствах и ощущениях.  Они не могут искренне восхищаться крохотными носочками или туфельками для новорожденных, и от души ахать при виде прелестного платьишка, пестрящего всевозможными бантиками и рюшечками, бусинками и кружевами….  А может и могут, – подавляя в себе поднимающуюся тоску и скрывая печаль одиночества за привычной маской натянутых улыбок.  Нельзя по-другому…..Иначе посыпятся вопросы, которых так не хотелось бы слышать, или кто-нибудь недоуменно пожмёт плечами и с возмущением отвернётся, как от изгоя общества…  И пойдёт одинокая душа дальше по жизни: непонятая, не принятая и израненная.

Одиноких действительно трудно понять….Иногда их легче просто избегать или стараться не замечать вокруг себя.  Но справедливо ли это перед Господом?  Разве они хуже в какой-либо -мере чем те, которые уже в 17-18 лет умудряются выпорхнуть из-под родительского крылышка прямо в объятия молодого и сильного обаятельного жениха, а лет через десять, окружённые 4-5 детишками, важно сидят на церковной скамеечке, с чувством собственного достоинства….

Когда слышишь слова: «старая дева», воображение невольно рисует картину сердитой, ворчливой женщины, влачащей безрадостное существование; злой и требовательной ко всем, словно окружающие виновны в ее теперешнем положении….  Трудно понять, зачем люди бесцеремонно «окрестили» одиноких девушек таким неприятным эпитетом.

Удивляет и то, что в церкви Христовой чаще всего бытует такой подход: «Братья и сёстры!  У нас много молодёжи.  Давайте будем молиться о том, чтобы Бог благословил их и послал им мужей и жён!»  Таким образом, как это ни странно, но замужество рассматривается как благословение, а одиночество, получается….как проклятие, что ли?  Или мы не верим в то, что Господь управляет нашей жизнью?  «Если лилию Бог любит и заботится о ней, разве Он тебя погубит, позабыв в нужде твоей?», – так поётся в одном старом гимне.  Мы поём и нередко не думаем о том, что выходит из наших уст, и как оно может противоречить нашим понятиям и быть совершенно далёким от нашей собственной жизни….  Это правда, что мы должны свои желания открывать перед Господом.  И можно найти массу стихов из Священного Писания вроде бы поощряющих к тому или одобряющих такой подход.  Мне в юности, к примеру, рассказывали о случаях, когда девушки конкретно «заказывали» Богу жениха: высокого, с кудрявыми волосами, с голубыми глазами, чтобы играл на музыкальных инструментах, был активным в церкви, и т.д.. , – и получали!  Тогда я тоже поддавалась на «приманку» и начинала молиться примерно в том же направлении, только со своим списком необходимых, как я думала, в моем будущем муже качеств и черт. Сейчас я улыбаюсь этому, потому что мой муж, – тот, которого усмотрел для меня Господь спустя приблизительно 20 лет, – почти полностью не соответствует тому идеалу, которого рисовала себе я.  И знаете, я благодарна за это Богу!  Только Он, и никто другой, никакой доброжелатель, ни самый доверенный друг, не знают человеческого сердца так, как Господь….Он есть истинный и единственный Сердцеведец, как понял и познал это пророк Иеремия: «Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его.» (Иерем. 17:10)

Итак, Писание, действительно, рекомендует нам «открывать все свои желания пред Богом».  Однако, если поставить здесь точку и не позаботиться о том, чтобы дочитать стих из послания Павла до конца, мы будем иметь то, что наблюдается в подавляющем большинстве случаев: жизнь, полностью сосредоточенная на мысли о том, как добыть себе жениха! Этот стих между тем несёт в себе важный ключ к решению многих жизненных проблем: не только связанных с вопросами брака, но и других.  Прочтём его весь: «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.» (Филип. 4:6-7)  А что делаем мы?  Мы погружаемся мысленно в наши собственные желания, дышим только ими и ничего другого и знать не хотим….  Между тем, как Господь вовсе не имеет это ввиду.  Он направляет душу человека к тому, чтобы она могла, оставив все свои нужды на молитвенном алтаре, далее жить в тесном общении со своим Спасителем.

В жизни дитя Божьего абсолютно все, что происходит с ним или с ней, направляется Богом для одной цели: сформировать в нас человека «в меру полного возраста Христова», касается ли это работы или семьи, или детей, или местожительства, или чего угодно…. Поэтому и вопрос замужества или одиночества зависит ТОЛЬКО от того, ЧТО усматривает Господь.  Мне самой жаль лет, потраченных на бесплодные молитвы и слезы об этом, потому что они могли бы пройти куда более плодотворно и полезно.  Но тем не менее и это случилось не без воли и ведома Всевышнего.

Нам часто кажется, что если бы мы только имели семью, многие наши проблемы, и в частности, проблема одиночества, разрешились бы чуть ли не мгновенно!  Какая ошибка….  Видя лишь свои личные беды и вращаясь в собственном, весьма узком мирке, мы даже не замечаем и не знаем, как одиноко могут чувствовать себя друг с другом супруги, если они не находят общего языка, если их не соединяют одни цели и стремления, одни планы и намерения, – такими же одинокими, каким бывает человек в самом центре шумной и веселой компании друзей!

Господь Иисус Христос, переживая самое страшное одиночество на Голгофском кресте, воскликнул: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Матф. 27:46).  В самый тяжёлый момент, когда грех всего мира лег на плечи невинного Агнца, Отец вынужден был покинуть Своего Возлюбленного Сына, потому что Святой Бог не может пребывать рядом с грехом.  Божий Сын испытал весь ужас разделения с Богом-Отцом для того, чтобы нам, уверовавшим в Него, не пережить этого в вечности…. Поэтому, Он действительно является истинным Другом и Утешителем, так как лучше всех понимает боль и скорбь одинокой души.

Конечно, разные люди по-разному воспринимают сложившуюся ситуацию.  Одни мечутся, стараясь хоть каким-то образом, хоть где-то, как-то, кому-то понравиться, – уже неважно кому, – лишь бы только выйти замуж.  Другие для этой же цели пытаются привлечь к себе внимание чисто внешним своим видом, – и в ход идут всевозможные ухищрения: краски, крема, одежда по последнему, часто отчаянному, крику моды – порой не замечая, что этим самым они скорей вызывают усмешки со стороны противоположного пола, чем внимание, которого так желают.  Третьи замыкаются в себе, обиженные на целый мир, и разумеется, на Бога, Который так «несправедливо» рассудил и оставил их без спутника жизни.  Четвёртые впадают в отчаяние, граничащее с депрессией, и, готовые на самый нелепый поступок, ищут внебрачных связей среди людей этого мира (и находят), оказываясь потом по-прежнему никому ненужными, да ещё и с ребёнком на руках или глубоко несчастными в таком скоропоспешном замужестве….

Некоторые души, не находя выхода из своего одиночества, думают о том, чтобы дать обет безбрачия.  Воздержитесь от этого, дорогие сёстры или братья!  Обет, как таковой, не изменит вашей физиологии, не исцелит желаний сердца, и не очистит помыслов…  Может, кому-то покажется, что это хороший способ наложить на себя незримые узы, которые якобы помогут удержаться среди искушений и «поставить крест» на несбыточной мечте.  Увы, это далеко не так.  Во-первых, Писание очень строго относится к вопросу даяния каких бы то ни было обетов.  Написано: «…если кто даст обет Господу, или поклянётся клятвою, положив зарок на душу свою, то он не должен нарушать слова своего, но должен исполнить все, что вышло из уст его.» (Числа 30:3)  «Если дашь обет Господу Богу твоему, немедленно исполни его, ибо Господь Бог твой взыщет его с тебя, и на тебе будет грех; если же ты не дал обета, то не будет на тебе греха.» (Втор. 23:21-22).  «Сеть для человека – поспешно давать обет, и после обета обдумывать.» (Притчи 20:25)

«Когда даеёь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым: что обещал, исполни.» (Еккл. 5:3)

История знает печальные случаи, когда даже монашеские обеты не удерживали людей от греха.  В южной части Германии находятся два старинных монастыря, некогда функционирующих как мужской и женский.  Разделённые некоторым расстоянием и громадной стеной, они, тем не менее, оказались участниками общей драмы, которая разыгрывалась там время от времени.  Спустя многие годы было обнаружено, что монастыри соединялись между собой  подземным потаённым ходом, где тайком от окружающего мира встречались монахи и монашки, и где потом, также в тайне хоронили детей, рожденных в результате их любовных связей….  Это страшная быль.  Не зря Иисус Христос некогда сказал: «Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы.»  (Лука 8:17)

Возможно, кто-то думает, что принести обет, – это своего рода жертва Господу и потому, – весьма благородное и угодное Ему дело….  Но Библия учит, что Господь ожидает от нас «живой жертвы», т.е. жизни, готовой налюбое решение, принятое Богом в отношение нас (Рим. 12:1).  И здесь, разумеется, без борьбы не обойтись.

Никто не знает, какая борьба происходила в сердце Авраама, когда Бог, Которому он верно служил и с Которым имел весьма близкие отношения, вдруг повелел ему принести в жертву его единственного, горячо любимого сына, рожденного ему Саррой в преклонные годы.  Несомненно, Исаак был для своего отца и счастьем, и гордостью, и радостью, и утешением, – одним словом, – самым большим его достоянием и сокровищем.  Часто желание любой ценой выйти замуж является нашим «любимым Исааком», которого мы никак не находим в себе сил положить на Божий алтарь….  Разве мог до конца предвидеть Авраам, как обернётся дело, когда он послушно возложил на хворост свое нежно-любимое дитя?  Но он доверял Богу до конца, уже научившись тому, что для Бога нет ничего невозможного, потому что само рождение его сына было чудом Божьим.  Ну, почему же мы не хотим сделать этот шаг веры, смиренно протянув руку Господу?  Ведь это Он подарил нам жизнь, отмерив её по Своему усмотрению; Он сделал нас такими, какие мы есть, со всеми духовными и физическими потребностями; Он незримо охранял нас и заботился изо дня в день до этого часа!  Он знает ВСЁ….

Хорошо помню, как в один из таких трудных для меня дней, находясь в маленьком автобусе во время миссионерской поездки, я не знала как справиться с нахлынувшим потоком слёз, слыша щебетание одной молоденькой девушки, сопровождавшей нашу группу, которой незадолго до отъезда сделали предложение.  На меня вдруг с новой силой тогда нахлынули чувства боли и непонимания Бога.  Я не упрекала Его, но в душе всё безмолвно кричало: «Неужели НИКОМУ в целом мире не нужна моя любовь?!  Ведь я тоже хочу любить и быть любимой!  Господи, неужели я никому не нужна?!»….  Глупенькая….Я даже не подозревала и не могла себе представить, что через несколько месяцев, осенью того же года, я стану невестой в свои 38 лет…..

И всё же, какой скудной и жалкой на самом деле может стать жизнь, если думать и верить, что полноту счастья девушка обретает лишь выйдя замуж!   Как много жён может сейчас, читая эти строчки, печально кивнуть головой: «Да, это так….», и смахнуть невольную горькую слезинку. Конечно, мы можем не соглашаться с этим, можем спорить, доказывать и отстаивать свою правоту, подтверждая аргументы неоспоримыми, как нам кажется, фактами….  На Западе, и в частности, в Америке, владельцы автомобилей любят приклеивать на свой транспорт разного рода и самого широкого спектра надписи, выражая ими свои политические, религиозные или просто жизненные мировоззрения.  Можно увидеть что-нибудь наподобие: «Я бы лучше сейчас играл в гольф!» или «Спасите китов», или «Голосуй за № 3», или «Улыбнитесь, Иисус вас любит», и тому подобное.  А есть и такие, которые претендуют на обладание рецептом счастья, и тут уж советы настолько различны, насколько разнообразны человеческие мнения: «Счастье это…иметь кота», «Счастье – это быть бабушкой», «Счастье – это жить в Техасе», «Счастье – это ездить на мотоцикле» и еще много-много всякого другого. Так люди понимают своё счастье.

Но истинное счастье заключается только в полном повиновении Божьей воли, какой бы она ни была для тебя, дорогая душа!  

Благословение – не в том, что говорят люди и как они думают, а в том, что приготовил для Своего дитя любящий Отец. О преимуществах одинокого человека писал апостол Павел (1 Кор. 6 и 7 гл.).  Очень деликатно и нежно он пояснял Коринфской церкви, что «…Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене.  Есть разность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтоб быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу.  Говорю это для вашей же пользы….»  (1 Кор. 7:32-35)

Если Бог усмотрел для тебя мужа, то Он даст его в Своё время, даже если пройдут десятки лет…. Но запомни, что после этого жизнь может принять совсем неожиданный оборот, особенно для тех, кто любит Бога и от всего сердца служит Ему.  Условия жизни вдруг начнут складываться так, что будет крайне необходимо искать духовный баланс: с одной стороны – это обязанности жены по отношению к мужу как к главе и хозяину дома, а с другой стороны – желание угодить Господу…  Так что духовная борьба не прекратится, а только изменится «территориально», приобретет новый оттенок и наложит новую ответственность.  Вот почему так жизненно важно искать не замужества, а Господа! Иначе это будет самой большой и практически непоправимой ошибкой, которую можно совершить в жизни. Жаль, что девушки часто не подозревают каким духовным потенциалом наделил их Бог: быть сосудами в Его доме, пригодными к Его употреблению в любое время, в любом месте. Понимание этого нередко приходит с запозданием….  А мы способны выплакивать глаза, ныть, жалеть самих себя и томиться в ожидании того, чего сами всё равно не можем достигнуть.

Есть еще одна категория одиноких девушек, спокойно, возможно после длительной борьбы, склоняющих перед Господом голову и сердце, и принимающих свое одиночество как дар Божий, как Его мудрое определение, которое несомненно несёт в себе конкретную цель и план.

Об одной миссионерке 19-го века по имени Мэри Слэссэр писали, что она отважно шла туда, куда не решались идти миссионеры-мужчины и жила в таких условиях, где никто другой не выживал.  Представьте себе, что ее миссионерское служение началось в возрасте 27 лет в расцвете Викторианской эры, когда простая работница на мельнице в Шотландии ответила на Божий зов. После этого оставшуюся часть жизни до самой старости она провела в Африке в районе современной страны Нигерии.  Маленького роста, рыжеволосую шотландку Господь употреблял там, где по-человечески было немыслимо найти решение конфликта; через её мудрость останавливались межплеменные междоусобицы и наступал мир.  К ней, как в древние времена к Деворе, которая была  когда-то судьёй Израиля, туземцы приходили для того, чтобы рассудить самые разнообразные вопросы от быта до политики.  О Мэри писали, что она обычно сидела под большим тенистым деревом и сосредоточенно…вязала спицами, в тот момент, как перед ней та и другая сторона излагали свои проблемы и нужды.  Это помогало ей молиться и искать мудрости у Господа прежде, чем дать совет или вынести суд.  В возрасте 42 лет она впервые встретила человека, который поистине полюбил ее от всего сердца и к которому взаимно потянулась ее душа.  Они практически не сомневались, что в этом Господь….  Но, когда пришло последнее испытание и от нее потребовали оставить миссионерское поле, где она уже столько лет трудилась и видела прекрасные плоды, данные ей Господом, Мэри поняла, что должна сделать выбор между любимым человеком и делом, которое доверил ей Бог.  Их брак так и не состоялся.  Принеся на алтарь «Исаака», она не получила его назад как Авраам, но с еще большим рвением продолжила свое служение Господу почти до дня своей смерти….

Вспомните Эми Кармайкл, мать Терезу и многих других девушек, о которых может быть не знает целый мир, но знает Господь, Которому они были верны в служении и следовании за Ним….  В послании к Евреям многозначительно звучат такие слова: «…И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жёны получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.  И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.» (Евр. 11:32-40)

Невозможно перечислить и сказать, что может сделать Господь через одну только душу, способную покориться Ему и принять Его волю, какой бы она ни была!  В книге Псалмов есть весьма удивительный стих: « Господь даст слово: провозвестниц великое множество.” (Псал. 67:12)  Здесь речь идет о евангелистках, о женщинах, девушках, несущих Его слово людям.  Какую прекрасную цель имеет Господь для каждой из нас, если только мы будем верными Ему, и какая награда ожидает тех, кто сказал подобно Исаии пророку: «…вот я, пошли меня» (Ис. 6:8)!

Одиночество?..  Если ты, дорогая душа, решилась идти по жизни с Господом, – ты никогда не будешь одинока с Ним, независимо от того, что Он определил для тебя.  Когда-то я услышала, а позднее прочла в книге Освальда Чамберса «Всё моё предельное Господу» о том, что хорошее часто является преградой на пути к лучшему….В этих словах сокрыт весьма глубокий смысл.  Ведь очень часто происходящее с нами кажется какой-то нелепой ошибкой, случайно кем-то допущенной, словно нашей жизнью руководит некий слепой рок, а не Царь Вселенной, Всемогущий и Всеведущий Бог!  Мы рвёмся всем сердцем к тому, что по-человечески считаем «хорошим» и не подозреваем, что может быть «лучшее», которое усмотрел для нас Господь, остаётся за бортом нашей жизненной ладьи только потому, что мы думаем, будто знаем это лучше Бога!  Пусть эти строки не прозвучат ни для кого с укоризной, а лишь помогут разобраться в себе и довериться Небесному Отцу.

В конечном итоге, человек по своей природе таков, что всё то, что даётся ему легко или даром, – он не способен по достоинству оценить.  Но то, что досталось ему с большим трудом, в результате значительных усилий, или за что пришлось много заплатить – становится бесконечно дорогим его сердцу, а потому он никогда не будет этим бросаться.  В браке происходит подобным же образом. Люди намного выше ценят друг друга после долгих лет одиночества, душевных скитаний, борьбы и трудностей.  Они не будут спешить осыпать любимого человека упрёками по поводу и без повода, не будут торопиться с гневливыми репликами или унизительными эпитетами…. Словом, они будут беречь данную им Богом любовь как особое вознаграждение.

«…Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия….» – писал апостол Петр (2 Петра 1:3).  Будешь ли ты замужем или нет, дорогая душа, – помни одно: Господь ожидает от тебя верности в том, что Он доверил тебе, а Он даст всё необходимое для того, чтоб пройти этот земной путь согласно Его удивительному плану лично для тебя.

Светлана Шийка