Автор: Кирилл Свидерский

Цель моей работы – не критиковать тех, кто, полемизируя на тему “Иисус и евреи”, скрывает свой антисемитизм, неверие или просто отсутствие всякой способности понять Слово Бога, а попытаться на основе некоторых документов, книг и своего собственного опыта сотрудника старейшей мессианской организации и руководителя одной из первых послевоенных мессианских общин Германии, показать план Бога в отношении Его народа – народа Израиля. Ибо только таким образом мы сможем лучше разобраться во времени, в котором мы с вами живём. Так как я абсолютно убеждён, что участие в плане Божием есть не только обязанность, но потрясающая привилегия. Да к тому же Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех” Як.4:17.

В наше время стало очень модно рассуждать об Иисусе и евреях. Этим занимаются как евреи, так и христиане. Нет синагоги, где бы пугливых прихожан не стращали свирепыми миссионерами, и нет христианской церкви, где бы пастор (священник) не поднимал вопрос об отношении христиан к евреям, особенно тем, которые верят, что Иисус, таки да, является обещанным Мессией Израиля, при этом, правда, высоко поднимая брови и делая большие глаза: будьте с евреями осторожнее, иди знай, как завтра изменится мир… После второй мировой войны в Германии тема “Иисус и евреи” была практически запрещена из-за слова “евреи”. В бывшем СССР об этом тоже молчали из-за слова “Иисус”. В Америке, где было разрешено и то и другое, становление экономики занимало такое большое место, что союз этих двух слов не являлся главной темой как среди евреев, так среди христиан, и, наконец, в Израиле борьба с арабскими террористами и экономическими проблемами затмевала медленное становление мессианских общин.

Около пятнадцати лет назад началось политическое движение, известное под словом “Перестройка”, приведшее к третьей и сильнейшей волне еврейской эммиграции из бывшего СССР. Мир медленно, но верно занялся изучением русского языка. В отличие от прежней эммиграции из восточной европы, когда люди чувствовали себя более диссидентами нежели переселенцами и потому старались построить в своих новых местах обитания нечто, что хотя бы как-то напоминало им о бывшей родине, нынешние эммигранты растворяются с невероятной скоростью в незнакомом им мире. Результат этого следующий: русский язык стал звучать теперь не только на Брайтен Бич, в Берлине или на Мон Мартр, а везде. Следующая производная этого действия родила известную полемику в христианской и еврейской среде. Ортодоксальные евреи попытались доказать свои права на “вырвавшихся из-за железного занавеса”, организовывая то там, то тут всевозможные общества по изучению иудаизма, иврита и пр. Тем не менее они не достигли желаемого успеха. Наоборот, случилось то, чего никто не ожидал: тысячи русских евреев пришли к вере в Иисуса, что, в свою очередь, привело к новой волне распространения Евангелия среди еврейского неселения. Это движение освежило существующие еврейские миссии и мессианские общины, которые стали расти с необычайной скоростью. И мир, как еврейский, так и христианский, заговорил об Иисусе и евреях. Этот разговор продолжается до сего дня.

Цель моей работы – не критиковать тех, кто, полемизируя на тему “Иисус и евреи”, скрывает свой антисемитизм, неверие или просто отсутствие всякой способности понять Слово Бога, а попытаться на основе некоторых документов, книг и своего собственного опыта сотрудника старейшей мессианской организации и руководителя одной из первых послевоенных мессианских общин Германии, показать план Бога в отношении Его народа – народа Израиля. Ибо только таким образом мы сможем лучше разобраться во времени, в котором мы с вами живём. Так как я абсолютно убеждён, что участие в плане Божием есть не только обязанность, но потрясающая привилегия. Да к тому же Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех” Як.4:17.

 
1. Взгляд на общие проблемы, связанные с темой “Иисус и евреи”

1.1 Теология противников распространения Евангелия среди евреев

Я был знаком с некоторыми евреями, которые приняли христианство; я знал, что они – люди порядочные и серьёзные. И всё-таки я думаю, что интерес к христианству привёл их к крещению только по той достаточно внешней причине, что им (…)не хватило знаний об их собственном народе…(1)

…если раньше непосредственным собеседником Всевышнего был народ Израиля, то теперь его место заняла интернациональная община христиан. И потому христиане называют себя “новым Израилем”, то есть “истинным” и “современным” Израилем, само существование которого в значительной степени уничтожает смысл отдельного существования еврейского народа. (2)

Автор приведенного суждения, еврей, пытается доказать в своей книге несостоятельность веры евреев в Иисуса. С другой стороны, у нас есть открытое письмо немецкой организации, называемой “Христианско-еврейская совместная работа”, подписанное бывшим союзным президентом Германии, доктором, профессором Романом Герцогом, в котором точно также утверждается, что “распространение Евангелия среди евреев ни в коем случае нельзя считать за пустяк, хотя подобная практика исходит исключительно из христианских меньшинств (в контексте сект)”. (3)

Один известный старейшина не менее известной баптистской общины русских немцев совершенно официально запретил своей церкви говорить евреям об Иисусе, правда, разрешил о них молиться.

В течение трёхлетнего обучения в библейской школе только в 10% случаев мне было предложено выступить во всевозможных христианских общинах и рассказать там об еврейской евангелизации. Остальные же мотивировали свой отказ отсутствием необходимости распространения Евангелия среди евреев.

Среди так называемых дружественных Израилю общин, – к счастью есть и такие среди христиан, – основная масса считает своим долгом сажать деревья в Израиле, другие стараются переселить всех евреев в Землю Обетованную, третьи мечтают о мире между Израилем и Арафатом, маленькая группа молится о возрождении Богом избранного народа через веру в Иешуа, и только отдельные личности претворяют эту молитву в жизнь.
Так в чём же дело? Может быть, и в самом деле мы в чём-то ошибаемся? Ответ же состоит в следующем: христиане настолько привыкли считать себя истинным Израилем, что существование какого-то другого Израиля стало просто недопустимо в их глазах. Один известный доктор богословия сказал мне следующее: “Я не против того, чтобы говорить евреям об Иисусе, но я против мессианских евреев!”. Другими словами, он выразил всё ту же мысль: если бы евреи приходили в наши общины и становились такими же, как мы, то я бы это всячески приветствовал! Но, если они остаются евреями, как тогда быть с нами? Ведь это мы – истинный Израиль!

С некоторых пор, проповедуя в христианских общинах, я начинал свою проповедь со слов, что я не верю в то, что евреи лучше, чем неевреи. Потому что после проповеди о необходимости распространения Евангелия среди Избранного народа ко мне подходили возмущённые христиане: “Неевреи ничуть не хуже евреев!”. Но я и не говорил об этом! Откуда такой вывод? Я вижу только один ответ: это ревность. Ревность, которая, по мнению Павла, может быть только “не по рассуждению”. Результат этой ревности: евреям не говорят об Иисусе.

И, тем не менее, они приходят к вере в Своего Мессию.

1.2 Взгляды некоторых христиан и еврейская евангелизация
Когда мы искали помещение для своего собрания, то, естественно, обращались во все известные нам христианские
собрания, сталкиваясь с одним и тем же вопросом: в каких отношениях мы состоим с синагогой. Мы радостно 
отвечали, что весть о вечной жизни была предназначена всем людям, в связи с чем, тут же получали отказ.

Однажды нас посетила целая делегация из одной христианской общины нашего города. Цель их прихода заключалась в том, чтобы убедить нас в так называемой вине немецкого народа, непозволяющей немецким христианам проповедовать Иисуса евреям.

Пастор одной очень консервативной русскоговорящей общины, посетивший одно из наших собраний, сделал в конце следующий вывод: “Мне понравилось. Нужно быть только крайне осторожным, чтобы не впасть в законничество!”.

Все эти примеры, по моему мнению, являют собой реакцию некоторых христиан по отношению к еврейской евангелизации. Совершаются всевозможные попытки обнаружить в молодом мессианском движении или какое-то несоответствие с псевдобиблейским богословием некоторых церквей, или просто нечто, что беспричинно не нравится и всё. Из-за этого мессианское движение перестаёт быть для такого рода людей реализацией Божьего плана, и, как следствие, упускается возможность проповедовать Слово Божие Богом избранному народу.

Я абсолютно убеждён, что любая человеческая деятельность, особенно та, которая проявляется в вере или даже религии, имеет своё начало в истории. И очень часто люди, зависимые от такого рода начала, действуют без всякого понимания истоков своих собственных поступков.

2. Взгляд на историю евреев в рассеянии

2.1 Возникновение христианского антисемитизма

Почему необходимо рассматривать тему со столь странным названием, когда речь иёт о возникновении мессианского иудаизма? Потому что исчезновение и новое рождение национальной веры евреев в своего Мессию в рамках библейско – еврейской культуры стоит в непосредственной связи с этим страшным явлением. Потому что вандализм на еврейских кладбищах, неофашистские демарши и всеобщая поддержка палестинских террористов имеют к этому непосредственное отношение.

Иногда это явление называют атавизмом средневековья. Джон Оруэл в рецензии к книге Джошуа Трахтенберга “Дьявол и евреи” пишет: “…Почему же в таком случае многие наши современники всё ёще верят в то, что евреи “воняют”, что из-за них началась вторая мировая война, что они вынашивают преступные замыслы по захвату всего мира…” (4)

Не всегда интересно заниматься исследованием такой темы, которая по известным причинам многим неприятна. Тем не менее, если мы говорим о евреях, то так или иначе нам придётся сталкиваться с такого рода вещами и разобраться со “священной коровой” христианства: отношениями первых мессианских и ортодоксальных евреев, истоками христианской пасхи и теологией отцов церкви и реформаторов по отношению к евреям.

Христианская теология утверждает, что первая христианская община в Иерусалиме (для простоты назовём её мессианской общиной) была отделена от израильского общества и стала началом нового народа – христиан: “…ускорило развитие общины независимо от синагоги и привело к окончательному разрыву между иудаизмом и христианством”.(5) Я берусь утверждать, что первая мессианская община являлась частью Израиля и не отделяла себя от него. Джон Белл в своей книге “Стать подобным Мессии” пишет о том, что впервые разрыв между мессианскими и ортодоксальными евреями произошёл во время восстания Бар Кохбы, когда раввин Акива провозгласил Бар Кохбу мессией Израиля и, таким образом, вынудил мессианских евреев покинуть своих неверующих собратьев. Сразу после этого восстание было подавлено, и мессианские евреи обрели в глазах остального еврейского мира титул врага.(6) Единственным местом, куда они могли затем отправиться, была христианская церковь. Скорее всего, их приняли достаточно хорошо, в силу естественных исторических причин мессианские евреи имели большой авторитет в глазах христиан. Позже, тем не менее, центром нарастающего конфликта стал праздник Пасхи.

На основании того, что воскресение Иисуса произошло, по мнению христиан, не в Пасху (Песах) 14 Ниссана, а на третий день после неё, то есть 17-го Ниссана, церковь призвала христиан отрешиться от еврейского и утвердить свой новый временной порядок этого важного библейского праздника. Конфликт разгорался и разделил церковь на два лагеря.

Спор продолжался до никейского вселенского собора, который, склонясь на сторону римского мнения, определил (правило 7), чтобы Пасха праздновалась христианами непременно отдельно от иудеев и непременно в день воскресный, следующий за полнолунием.(…) Собор антиохийский 341 года отлучил от церкви этих “иудействовавших”. (7)

Итак, для мессианских евреев, которые без сомнений почитали Пэсах за один из значительнейших пророческих праздников, исполнившийся в важнейшем служении Мессии – Его смерти и воскресении, заключении Нового Завета в Своей крови, оставалось только два пути: либо возвратиться в синагогу, либо ассимилироваться в христианской церкви. Некоторые авторы утверждают следующее: “Проходили столетия. Церковь всё больше и больше отделялась от иудаизма. Вскоре она стала отрицать какую-либо связь с иудаизмом”. (8) И, как следствие этого, мессианский иудаизм прекратил своё существование. Это вовсе не значит, что теперь не существовало более евреев, верующих в Иисуса. Но такие могли существовать лишь как христиане, исповедующие все догмы церкви, а не как мессианские евреи. Христианство относится однозначно позитивно к такому ходу событий: “Как результат, была устранена опасность, что христианство никогда не освободится от пелёнок иудаизма”.(9) Результат же “устранения опасности” выразился в преследовании евреев, название которому впоследствии было сформулировано ужасной композицией слов: христианский антисиметизм.

Уже через короткое время теология новоиспечённой языческой церкви постаралась освободиться от всего, что могло хоть как-то указывать на иудаизм. Иоанн Златоуст сравнивал синагогу с публичным домом, а евреев со свиньями; Августин называл евреев убийцами Христа, а Мартин Лютер – служителями сатаны, врагами Господа и своими собственными врагами. (10) Из-за этого и реформаторы, и все последущие течения были инфицированы антисемитской теологией таким образом, что под словом еврей или иудей автоматически подразумевалось нечто ужасное. И если даже возникало какое-нибудь движение в сторону евангелизации Израиля, то лишь в смысле привода последних в лоно христианской церкви, а не проповеди об их же собственном Мессии. Естественно, что “обратиться” в такое христианство было по силам весьма немногим, и антогонизм, положенный у истоков церкви между евреями и неевреями, разрастался всё больше и больше. В конце концов, христианские цари, устанавливая новые законы в своих странах, стали вынуждать евреев селиться только в определённых местах, центром которых становилась синагога, и любое сопротивление было бесполезным. Так, например, в некоторых местах Польши евреи из поколения в поколение жили и не знали польского языка. Разумеется, проповедь Евангелия в таком гетто воспринималась как попытка переманить евреев на сторону христиан (то есть врагов), и смерть подчас была более желанной, нежели предательство.

До сегодняшнего дня всевозможные теологи и т.п. пытаются доказать, что евреи должны либо стать такими же, как они, христианами, либо существовать обособленно от христианского мира. Эти домыслы имеют в своём основании антисемитские корни христианской религии.

2.2 Попытки христиан свидетельствовать евреям

“Мы устали от долгого ожидания. Долгое ожидание иcкалечило нас. Тот, кого мы ждали, уже пришёл. Мессия уже пришёл. Я хочу креститься и уйти, покинуть мою дурную секту”.(11) Эти слова принадлежат еврею, герою театральной постановки “Прекрасный диалог”, написанной в 1219 году немецким автором Цезарем Гайстербахом.

Христианские деятели никогда не теряли надежды на переход евреев в христианство. Но это желание выразилось, в конце концов, не в проповеди Евангелия, а в насильственном крещении и принуждении евреев вести христианский образ жизни. Евреи, которые были вынуждены принять эти условия, получили название “мараны”.

Это имя происходит, скорее всего, от древнеиспанского “мараны”, что значит “свинья”. Евреи же называли таких людей “Аннузим” – “принужденные”.(12)

Как движение мараны, стали известны в Испании с 1391 года. Но ещё задолго до того, в течение многих сот лет, можно было встретить “принужденных”.

Скорее всего, христиане просто не понимали, что существуют какие-то другие методы проповеди Евангелия. Даже вмешательство прогрессивных христиан выглядело скорее попыткой предотвратить убийство евреев. Августин, например, объяснял Псалом 58;12 следующим образом:

“Не убивай их (иудеев), а то забудет народ мой (христиане), силою Своею заставь их скитаться и низринь их…”. Избежать этой кары евреи могут, лишь приняв христианство, поэтому приобщение их к церкви, даже силою, считается проявлением предписанной Иисусом любви к врагу.(13)

Известный Bernhardt von Clairvaux (1091 – 1153), рискуя жизнью, остановил крестoносцев, желавших уничтожить целую еврейскую общину.(14)

В начале своей деятельности Мартин Лютер был однозначно не согласен с враждебным отношением к евреям. Первый раз он обратился к еврейскому вопросу в 1523 году, рассматривая тот факт, что Иисус был евреем: “Зачем им обращаться в христианство, – спрашивал он, – если христиане обращаются с ними как с собаками?”.(15) Далее он писал, что “если бы он сам был евреем, то, видя тех дураков и мошенников, которые учат христианству, предпочёл бы превратиться в свинью, нежели стать христианином”.(16)

Уже в 418 году на острове Минорка было убито 540 евреев, из-за их нежелания принять крещение.

По постановлению 17-го церковного собора в Толедо, состоявшегося в 694 году, еврейские дети должны были передаваться на воспитание церкви.

Чтобы продемонстрировать превосходство христианства над иудаизмом, проводились встречи между христианскими теологами и еврейскими учителями, распростанившиеся особенно в 13 веке и получившие название “Диспуты”. На таких диспутах евреи, в основном под страхом смерти, вынуждались признать христианство как истину. Reimond de Penaforte, доминиканский монах, который, тем не менее, проиграл такого рода диспут известному еврейскому раввину Нахманиду в 1265 году, преследовал последнего за его высказывание против христианства. Он является так же основоположником антиеврейских законов короля Якова I. В 1601 году причислен к лику святых. (17)

Итак, евреи для того, чтобы просто выжить, были вынуждены, с одной стороны, подчиняться христианскому правительству и, с другой стороны, чтобы оставаться в еврейской среде, исполнять предписания традиций иудаизма. Именно такие евреи были названы марранами. Шаг за шагом они основывали свои особенные формы и традиции проведения богослужений, позволявшие им, как минимум, соблюдать половину заповедей иудаизма без особенных проблем со стороны христиан. Некоторые считают, что мараны были последователями мессианского иудаизма. Скорее всего, это была лишь форма выживания в то время. До сего дня потомки марранов живут на острове Мальорка, где называются “Пуэтас”. (18)

Вследствие христианского преследования, которое коснулось частично и марранов, евреи рассеивались всё дальше по всему миру. В 15 и 16 веках они осели в различных частях османской империи, где практически все вернулись в иудаизм. В кромвельской Англии мараны чувствовали себя достаточно стабильно и находились там вплоть до 19 века. “Почти всюду на новой родине мараны завоёвывали вскоре видное положение во внешней и внутренней торговле и в областях финансов. Они способствовали организации крупных банков и играли важную роль на бирже”.(19) Это позволяло им несколько ослабить давление со стороны христиан. В результате практически все вернулись в иудаизм.

Очень похожая ситуация сложилась в дореволюционной России. 19 век ознаменовался попыткой изменить веками сложившиеся отношения между коренным населением и евреями. Один из инициаторов этой идеи был некто Л. Вей “страстный сторонник предоставления евреям гражданского равноправия и противник принудительного обращения в христианство. Он считал, что в будущем, после возвращения в Эрец – Исраэль, евреи сами примут христианство”.(20) По инициативе этого человека и с разрешения царя Александра I 25 марта 1817 года было организовано общество так называемых израильских христиан, которое состояло из крещеных евреев. Членам общества были предоставлены особенные права и привилегии. Так, например, они освобождались от военной службы. Этим была сделана очередная попытка христианизации евреев. Может быть именно в это время в России появилась известная пословица: “Лучше вор прощённый, чем жид крещённый”. Вскоре эта политика была прекращена, и с 1821 года начались периодические погромы, принуждающие евреев к эмиграции.

2.3 Общие проблемы, препятствующие еврейской евангелизации

Итак, евреи были отстранены от мирового сообщества, враждебно настроены против любой попытки проповеди Евангелия и становились всё более и более закрытыми. Любая попытка прорвать этот замкнутый круг и вырваться в мир вела, к великой радости церкви, понимавшей оное переходом от иудаизма к христианству, к ассимиляции, воспринималась враждебно и рассматривалась как предательство собственного народа. И чем больше христианский мир давил на евреев, тем с большей силой выбрасывалось из иудаизма всё то, что хотя бы как-нибудь могло трактоваться в пользу христианства. Так, например, кипа – головной убор, носимый ортодоксальными евреями и обязательный во время богослужений, возник, по мнению некоторых исследователей, в средние века из-за того, что христиане снимали головной убор, входя в церковь. Точно так же твила – погружение в воду, была практически исключена из религиозной жизни иудаизма вследствие изуверского отношения со стороны христиан. 53 глава Исайи, используемая христианами в качестве неоспоримого доказательства мессианства Иисуса, была запрещена к чтению в синагогах.

С другой стороны, христианское понимание веры в Иисуса пережило полнейший разрыв с традициями иудаизма и являлось прямым призывом к ассимиляции. Все усилия, прилагаемые христианами в этом направлении, заканчивались ничем и вели к преследованию евреев, что, в свою очередь, плотно закрывало дверь евреям к вере в Иисуса.

На протяжении столетий проводились всевозможные конференции, соборы и т.п., на которых то и дело всплывал так называемый еврейский вопрос. Организовывались целые миссии с целью донести евреям весть об их Мессии, в которых принимали участие также и евреи – христиане. Но, практически, все эти попытки заканчивались полнейшим провалом, и еврейский вопрос оставался открытым до той поры, пока в мир не пришло нечто, названное когда-то началом христианства, или, другими словами, то, что мы сегодня называем мессианским иудаизмом.

3. Становление мессианского иудаизма

3.1 Иосиф Рабинович и его время

То немногое, что нам, так или иначе, известно об этом замечательном человеке, включает в себя и его образование. Он был юристом и неплохо ориентировался в древнееврейском, латинском и древнегреческом языках. Он являлся основателем детской школы Талмуда и Торы в Одессе и был известен своими статьями практически всем еврейским религиозным печатным изданиям.

3.1.1 Путь к Вере Иосифа Рабиновича

В 1882 году известный во всей царской России горячий приверженец ортодоксального иудаизма, обладатель сети продовольственных магазинов, то есть достаточно богатый и пользующийся большим уважением своего народа человек, Иосиф Рабинович, из-за участившихся погромов и по просьбе своих друзей разузнать о возможной эмиграции и наладить соответствующую связь с другими еврейскими общинами, предпринял поездку в Святую Землю. После своего возвращения Рабинович был уже совсем другим человеком. Вот что он сам свидетельствует о себе:

Это произошло в тот момент, когда я стоял на Елионской горе. Князь жизни, Господь Иисус Христос, явил Себя мне в качестве Божественного Мессии, и когда я спустился с горы, я чувствовал, что моя душа возродилась к новой жизни, и я познал, что у меня есть живой Бог, живая Книга и живой народ. С тех пор я глубоко убеждён, что наш Бог – не Бог мёртвых, но Бог живых, ибо у него все живы. (21)

Иосиф Рабинович не был первым верующим в Иисуса евреем. Он не был также первым ортодоксальным евреем, который нашёл своего Мессию. В его время существовало, как минимум, четыре известных миссии, посвятивших своё служение Израилю: der evangelisch – lutherische Zentralverein fur die Mission unter Israel, the british Society for the propagation of the Gospel among the Jews, the London society for promoting Christianity among the Jews и Mildmay Mission. Но все они были так или иначе христианскими миссиями. Их целью было призвать евреев к покаянию. Но это покаяние должно было вести их в христианскую церковь. Рабинович был первым евреем или, как минимум, одним из первых евреев, который ” упорно отстаивал мысль, что у еврея, уверовавшего в Иисуса как Мессию, нет необходимости отказываться от своего национального самосознания. Эта новая мысль стала широко известна благодаря религиозным памфлетам и журнальным статьям, публиковавшимся как в России, так и на Западе”. (22)

Итак, новое (или, лучше, хорошо забытое старое) движение Иосифа Рабиновича получило название – мессианское движение. (23)

3.1.2 Его короткая хронологическая биография

Иосиф Рабинович родился 23 сентября 1837 года в провинциальном городке Резена, в Бесарабии. Его предки с обеих сторон были раввинами. После смерти матери он жил на попечении своего деда – хасидского раввина и уже к шести годам мог прочитать Песню Песней на иврите, а к семи уверенно ориентировался в Талмуде. В шестнадцать лет он был обвенчан и по достижении совершеннолетия женился.

Это свидетельствует о том, кем являлся Иосиф Рабинович. Он был из среды тех самых евреев, которые в поколениях переживали гонения христиан. Он воспитывался в духе антогонизма ко всему, что называлось христианским. Христианские погромы происходили у него на глазах, и он был живым свидетелем всех ужасов, творившихся от имени Иисуса Христа. И его поездка в Израиль была вынужденной реакцией на эти погромы, во время которых всё время фигурировало имя Иисуса Христа, и упоминались злые евреи, которые Его распяли. И именно его, Иосифа Рабиновича, избрал Господь. Можно долго говорить о неком Ехиле Цви Гершензоне, еврее, который после долгого поиска пришёл к Вере в Иисуса и подарил Рабиновичу его первый Новый Завет. Можно говорить о становлении Рабиновича, как действительного учителя еврейского народа, которому он посвятил всю свою жизнь. Но вот слова, сказанные им самим в 1888 году: “У меня есть два пристрастия, которым я отдаю всего себя. Первое – это Господь Иисус Христос, а второе – Израиль”.(24) На этом основании, я думаю, можно сказать, что Иосиф Рабинович был одним из первых верующих евреев, который посвятил себя полностью Богу и Израилю. И, наверное, именно поэтому он добился таких побед в миссионерской деятельности среди своего народа.

В 1883 году Иосиф Рабинович пишет 13 тезисов в противовес 13 параграфам символа веры ортодоксального иудаизма, где шаг за шагом указывает на единственный выход из всех еврейских проблем – веру в Иешуа хаМашиаха. Евреи, которые привыкли видеть в Рабиновиче своего покровителя и наставника, зная, что он выходец из известной раввинской семьи, слушали его с большим вниманием. Необходимо заметить, что время жизни Рабиновича было временем, полным всевозможных революционных идей, затронувших все области жизни, в том числе и иудаизм. Таким образом, движение Рабиновича завоевало сразу много последователей, и 24 декабря 1884 года, по получению разрешения со стороны властей, было зарегистрировано собрание “Израильтян Нового Завета”. В этом же году в Кишинёве состоялась первая конференция, в которой приняли участие христиане из многих стран мира. На ней был до конца проработан символ веры новой мессианской общины, полностью одобренный христианской частью конференции.

Итак, к началу 1885 года в Кишинёве, где проживало около 50 тыс. евреев, существовали, как минимум, одна синагога и 29 еврейских молитвенных домов, образовалась первая мессианская община. В 1903 году там же произошёл известный погром, в котором погибли 49 евреев и более 500 получили тяжёлые ранения. В 1905 году погром повторился с исходом в 19 убитых и 56 раненых.

После всего случившегося христиане, помогавшие Рабиновичу, на собственном опыте ощутили, как сложно рассказывать о распятии Христа людям, которые сами были “распяты” христианами во время погромов.(25)

3.1.3 Смелость Иосифа Рабиновича

Несмотря ни на что служение Рабиновича продолжалось, и его община росла как духовно, так и количественно. Помогавшие ему христиане передавали Иосифу Рабиновичу весь свой опыт служения, что, однако, не всегда соответствовало его точке зрения. Это отразилось в названиях его общины, которая сначала называлась “Христианское движение Кишинёва”, затем “Верующие в Христа евреи Кишинёва” и “Движение Рабиновича”. В результате выкристаллизовалось то, что хотел сам Рабинович: “Бней Исраэль/Бней брит хадаша – Дети Израиля/Дети Нового Завета”. На русский язык это название было переведено как “Израильтяне Нового Завета”.

24 марта 1885 года Рабинович принял крещение в Берлине. Этот шаг был для него совсем непростой. При всём своём согласии с “Апостольским Символом Веры” он написал персонально для себя на иврите церемонию проведения Твилы (крещения) и потребовал пунктуального соблюдения написанного. Именно к этому времени в Молдавии начались первые выступления против Рабиновича. В религиозной прессе, только недавно с удовольствием печатавшей статьи бывшего ортодоксального еврея, теперь пестрела ложь, порочащая имя как Рабиновича, так и всего его движения. В конце концов, в одной из таких газет он прочитал свой собственный некролог. К противникам Рабиновича, состоящим в основном из ортодоксальных евреев, примкнули и всевозможные христианские теологи, выискивающие в молодом движении какие-то несоответствия с Библией.

К 1887 году имя Иосифа Рабинович стало настолько известным, что в Кишинёв то и дело приезжали представители различных миссий для налаживания более тесных связей с новым движением. Его так же приглашали в другие страны, где миссианское движение находило признание у всё большего числа христиан.

Любопытно выглядела и декорация помещения, в котором проходили собрания. Посреди зала стоял “своего рода алтарь, в левой части которого лежал хорошо видимый из зала рукописный свиток Торы, над которым на иврите было написано: “Конец Закона – Мессия” (Рим. 10:4). (…) На выходящей на улицу стене здания на иврите и на русском были начертаны слова из Деяний 2:36 “Итак твёрдо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Мессией Сего Иисуса, Которого вы распяли”. (26)

17 мая 1899 года Иосиф Рабинович умер в своём родном городе от малярии. На его могильном камне выгравированы следующие слова, сохранившиеся до сих пор: “Израильтянин, который веровал в Господа и Его Помазанника Иисуса из Назарета, Царя Иудейского. Иосиф, сын Давидов, Рабинович”.
Через некоторое время началась первая мировая война и произошли другие события, сделавшие невозможным дальнейшее существование мессианской общины. К моменту оккупирования Бесарабии советскими войсками она вовсе прекратила своё существование.

Тем не менее, как сам Рабинович, так и его община исполнили главное назначение своей миссии – они были первым пробуждением огромного движения среди еврейского народа, которое стало называться мессианским движением.

3.2 Chosen People Ministries

Рождение одной из самых древних еврейских мессианских организаций “Служение Избранному Народу” прочно связано с именем основателя миссии раввином Леопольдом Коэном. Прежде, чем рассказать о нём и его служении, интересно заострить своё внимание на одном любопытном историческом факте, характеризующем, с моей точки зрения, миссионерскую деятельность раввина. Дело в том, что он являлся другом другому не менее известному миссионеру, Хадсону Тейлору, трудившемуся в Китае и ставшему действительно для китайцев китайцем. Хадсон Тейлор выражал свою дружбу финансовой поддержкой тогда ещё молодого еврейского миссионера, который в ней очень нуждался. Каждый раз, получая очередной чек с пожертвованием, наш рабби читал приложенную к нему записку, где рукой Тейлора было написано: “Сначало Иудею…”.

В своё время Леопольд Коэн начал поддерживать благословенный труд китайского миссионера. И каждый раз, когда Хадсон Тейлор вскрывал свой конверт, помимо чека там лежала записка: ” …затем и Эллину”. В этой дружбе и поддержке между китайским и еврейским миссионерами не было ни зависти, ни теологических споров, но только крепкая библейская любовь, основанная на служении, данном им Богом. Библейские принципы были главными принципами их жизни и служения. Может быть, именно поэтому слова величайшего апостола Павла из “Послания к Римлянам 1:16” стали лозунгом служения наших миссионеров. И, может быть, именно поэтому “Служение избранному народу” является одной из самых успешных миссий в мире.

3.2.1 Раввин Леопольд Коэн

“Леопольд Коэн родился в 1862 году в ортодоксальной семье еврейского гетто маленького городка Березна в восточной Венгрии”.(27)

В возрасте семи лет ему пришлось пережить большое несчастье – внезапно умерли его родители, и затем в течение целого года он жил один. Возможно, из-за этого после своего 13-ти летия и последующей Бар Мицвы он решает посвятить свою жизнь Богу и, таким образом, стать раввином. К моменту совершеннолетия он заканчивает талмудическую академию с высокими оценками и прекрасной характеристикой. Сразу после этого, женившись, он основательно занимается Танахом и религиозной литературой.

Частью его утренней молитвы было постоянное повторение 12-го параграфа еврейского символа веры: “Я верю полной верой в приход Машиаха и, хотя он медлит, я буду ждать его каждый день”.(28)

Через определённое время ему стало понятно, что Мессия уже должен был прийти. Как-то раз, читая проповедь о Хануке, он поделился этими мыслями с прихожанами в своей синагоге, вследствие чего чуть позже был вынужден эмигрировать с семьёй в Соединенные Штаты, где поселился в одном из еврейских кварталов Нью-Йорка.

Однажды, во время прогулки по городу, проходя мимо какой-то церкви, “…его внимание привлекла надпись, сделанная на иврите и гласящая “Встречи для евреев”.(29) Там ему подарили его первый Новый Завет.
В процессе чтения Нового Завета у него не осталось никакого сомнения, что Иешуа и есть обещанный Мессия Израиля. Необходимо добавить, что через это все его отношения не только с друзьями, но даже с родственниками были окончательно испорчены. Его несколько раз избивали на улице, жена оставила его, да и вся его жизнь после этого выглядела весьма печально. Но через некоторое время Господь обильно благословил его: его жена Роза вернулась к нему назад и на пасхальном седере, который проводил раввин в своей новой мессианской общине, приняла в сердце Иисуса Мессию.

Доктор Леопольд Коэн умер 19 декабря 1937 года. Но уже к этому времени в Бруклине существовала маленькая миссия, организованная раввином, “Американское отделение еврейской миссии”, ставшая началом миссии “Служение избранному народу”.

3.2.2 Рождение миссионерской деятельности

В 1860 году еврейское население Америки выросло на 150000 человек. Погромы в России и всевозможные антиеврейские организации в Восточной Европе вынуждали евреев бежать в последнее оставшееся для них убежище – Америку.(30)

Для Коэна это стало ярким сигналом для организации еврейской евангелизации, которая ускорила рост маленькой миссии. Через некоторое время бывший раввин пришёл к мнению в необходимости мессианских общин, которые станут источником весьма определённого учения. Он не только не забыл свои знания, полученные в ортодоксальной школе, а, наоборот, на основе этих знаний, искал ключ к еврейским сердцам. Уже в декабре 1912 года журнал миссии сообщал следующее: “ещё не было такой волны возмущения со стороны евреев из Старого города против нас. Практически вся еврейская пресса содержит нечто о миссии Коэна. Некоторые газеты предложили даже применить насилие”.(31)

К 1915 году в Америке не существовало ни одной синагоги, где бы ни проповедовалось против миссии раввина Коэна. Цель подобных проповедей сводилась к воззванию оставаться верным своей религии и противостоять подобной ереси.

Но в результате всего происходило противоположное – всё больше и больше евреев приходило к вере в Иешуа, и некоторые из них становились миссионерами “Служения избранному народу”.

К 1920 году миссия выросла до таких размеров, что раввин Леопольд Коэн начал сомневаться в своих физических возможностях, не позволявших ему полноценно управлять миссией. Через некоторое время проблема была решена – руководителем миссии стал сын раввина Иосиф, определявший теперь направление служения. Сам Леопольд Коэн остался в миссии на правах обычного миссионера.

3.2.3 Новое видение Иосифа Коэна

Сын пошёл несколько дальше отца. Цель Иосифа заключалась в распространении Евангелия не только в США, но и в Европе, и других странах, где жили евреи. И уже с 1923 года миссионерский журнал “Избранного народа” под названием “The Shepherd of Israel” распространялся в Палестине, Англии, Германии, России и других странах. Иосиф в сотрудничесиве с пастором Арнольдом Франком, еврейским верующим из Гамбурга, организовал распространение 300 копий этого журнала в месяц на пароходе среди евреев, иммигрирующих в Америку.(32)

В 1929 году миссия зарегистрировала один из своих отделов в Днепропетровске (Украина). С 1932 года такое же служение началось в России и балтийских странах. В 1936 году “Служение избранному народу” организовало библейскую школу в Варшаве, которая активно посещалась молодыми верующими в Иисуса евреями.

В 1935 году, в процессе своего турне по Европе, Иосиф Коэн увидел во Франции немецких евреев, спасающихся от ненависти нацистов. Только в одном Париже около 250000 евреев жило нелегально. Они выглядели не лучшим образом: вопиющая бедность, голод и наличие только той одежды, которую они носили. Сердце руководителя еврейской миссии кровоточило. Обдумывая эту ситуацию, Иосиф вышел на имя пастора Vincent, о котором он имел некоторую информацию, и с его помощью организовал служение и там. К началу немецкой аккупации Франции это служение было приостановлено. В 1937 году началось распространение Благой Вести среди еврейского населения в Вене. В 1941 году раввин Эммануил Лихтейнштейн начал эту же работу в Стокгольме. Однако из-за опасности со стороны немцев годом позже он с семьёй был вынужден иммигрировать в Буйэнос-Айрес (Аргентина), где к этому времени жили около 200.000 евреев. В 1941 году миссия организовала служение в Англии.

Чем дальше и больше распростанялось Евангелие “Служением избранному народу” в Европе и других странах, тем больше становилось служение в США. В 1930 году миссия организовала специальные радиопрограммы, нацеленные на распространение Евангелия среди евреев. Так, например, в Филадельфии было организовано 40 радиопрограмм, каждая из которых длилась по 15 минут. Это ускорило во много раз евангелизацию еврейского населения Америки.

Таким образом, мессианское движение завоёвывало всё больше и больше последователей. Прогрессивные христиане, видя это прекрасное новое движение среди еврейского народа, начали поддерживать его. Новые собрания, рождённые внутри этого движения, отличались от христианских. Их было сложно приравнять к какой-нибудь тогда известной диноминации. В них поддерживались многие еврейские традиции, а небиблейские оставлялись вовсе. В результате молитвенная и финансовая поддержка миссии не была постоянной. Но независимо от того это движение росло и становилось сильнее. Всё больше организовывалось мессианских собраний, не стоявших в прямой зависимости от миссии Коэна. Шаг за шагом кристаллизовалась культура мессианского движения, названная впоследствие “Мессианским Иудаизмом”.

Итак, к началу второй мировой войны в Европе и на континенте Америка практически не оставалось стран, где бы ни проповедовалось Евангелие еврейскому народу. В противоположность христианским формам евангелизации, эта была организована евреями для евреев же и потому имела еврейский характер. И результат был потрясающим: тысячи еврейских душ приняли Господа. Во время войны многие из них погибли. Но, в отличие от движения Рабиновича, это движение не остановилось ни на секунду. Наоборот, сразу после войны оно разгорелось с новой силой, и его пламя становилось всё более и более ярким.

Движение, организованное раввином Коэном, имело очень большие последствия. И Бог неспроста действовал через семью ортодоксальных евреев.

Для всех было очевидно, что доктор Коэн стоял на позициях твёрдого библейского учения. Верность Коэна по отношению к Иисусу была несомненна – он посвятил Ему всего себя. Не существовало даже и тени сомнений в том, что миссия имела веру в качестве своего фундамента.(33)

3.3 Повсеместное становление мессианских общин

К началу 50-х годов интерес христианского мира к еврейской евангелизации серьёзно снизился. Восточная Европа была закрыта для евангелизации. Германия тупилась вниз, стыдясь своего обхождения с избранным народом, и среди существующих церквей практически не было желающих нацеленно проповедовать евреям Слово Спасения. В других странах Западной Европы чувствовалось скорее сострадание еврейскому народу, и потому христианский мир занимала более декларация государства Израиль, чем сами евреи. И, по большому счёту, в мире оставалась всего одна страна, где распространение Евангелия среди евреев было всё ещё актуальным, – Америка. Нельзя сказать, что в Европе не было вообще людей, пытающихся заниматься еврейской евангелизацией. “Служение избранному народу” всё ещё поддерживала своих миссионеров в Англии и Германии. Тем не менее, основная работа проводилась в Соединённых Штатах.

Война не смогла прекратить служение миссии Коэна, и, как результат, то там, то тут возникали мессианские собрания и целые миссии, основанные на работе раввина и его семьи. Калифорнийская часть миссии, называемая “Евреи за Исуса”, под руководством директора Мартина (Мойш) Розена отделилась и стала самостоятельной. Целью этой миссии была не организация мессианских собраний, а уличные евангелизации и распространение всевозможных евангелистических брошюр. И результат был очевиден: тысячи евреев пришли к вере в своего Спасителя. Один из прогрессивнейших членов миссии доктор Арнольд Фрухтенбаум организовал отдельную миссию “Ариэль”. Он известен более в качестве учителя и автора многих теологических трудов. Наконец, предпоследний президент миссии Сэм Надлер организовал ещё одну миссию “Слово Мессии”.

3.3.1 Начало большего взрыва

Русская диаспора Европы и Америки, развившаяся сразу после революции 1917 года, пополнялась в течение долгого времени еврейскими бежeнцами. Через определённое время 90% её составляли русские евреи. Рождались целые кварталы, где говорили только на русском языке. Главная проблема этих русскоязычных общин заключалась в их замкнутости, и человеку, не знающему их культуры и языка, было неимоверно трудно, если не сказать невозможно, проникнуть в них.

В конце 60-х годов началась известная еврейская эмиграция. Поскольку прямого воздушного пути между СССР и Израилем не существовало, требовались третьи страны, готовые взять на себя роль посредника. Одной из таких стран стала Италия со столицей в Риме. На пути в Израиль многие эмигранты решили изменить свой маршрут и либо остаться в Европе, либо попасть в Америку. Правительства этих стран не были готовы к такому повороту событий, и потому, пока решалась судьба “отказников”, в Риме рос лагерь еврейских беженцев, а рядом с ним рынок, на котором, как это принято, можно было не только всё купить или продать, но и обо всём узнать. Сложная жизнь эмигрантов и абсолютная неуверенность в завтрашнем дне делали их очень открытыми, что не осталось незамеченным христианскими миссиями.

Главная проблема заключалась в незнании русского языка. Тем не менее, выход был найден – рядом с лагерем по вечерам вырастала большая палатка, где демонстрировались христианские фильмы на английском языке. И опять же произошло чудо – огромное число русских евреев пришло к вере в Иисуса. Что произошло впоследствии, не сложно себе представить: в Америке, Израиле, Канаде, Австралии и других странах, принимающих еврейских беженцев, самым естественным образом распространялось Евангелие в закрытых русскоязычных общинах, где уже через короткое время возникали мессианские общины. Тем не менее, самым важным явилось то, что еврейские миссии стали пополняться русскоязычными миссионерами, знающими превосходно особенности еврейской евангелизации.

3.3.2 Большой взрыв

По христианским подсчётам в мире существует 100000 мессианских евреев. По еврейским – более 350000. В Израиле находятся около 4000 в Иисуса верующих евреев. (34)

В 1985 году в России сложилась новая политическая ситуация, названная “Перестройка”. Если для некоторых она означала приход политических, экономических и других свобод, то для русских евреев было очевидно: настало время для эмиграции. Неспроста это время было названо третьей эмиграционной волной из СССР. К 1991 году эмиграционный поток стал насталько мощным, что правительство было вынуждено облегчить существующие на тот момент законы. Так, например, было решено сохранять уезжающим гражданство. С другой стороны, этот же закон давал возможность иностранцам практически беспрепятственно приезжать в Советский Союз. За год до того призедент “Служения избранного народа” Сэм Надлер писал:

В последнее время, наблюдая происходящее в Восточной Европе, моё сердце не переставало наполняться беспокойством, посланным мне Господом. Я чувствовал себя обязанным что-то предпринять по отношению к русским евреям и оговорил все возможности в этом отношении с моей администрацией, подтвердившей, что эти пути могут быть от Господа. (35)

В соответствии с этим в Киев отправились миссионеры, и уже через короткое время там образовалась первая мессианская община, трое членов которой стали впоследствии миссионерами “Избранного народа”. Ещё через небольшой отрезок времени весь бывший Союз наполнился мессианскими служениями.

Точно так же и Израиль не был исключением. И первыми наиболее открытыми для Евангелия стали опять же русские евреи. В 1997 году двое христиан решили выпустить в свет небольшую брошюру, рассказывающую о мессианских общинах Израиля.

В 1997 году на коференции “Mishkan Editional Bording” было решено в следующем году отпраздновать 50 – летний юбилей Израиля публикацией брошюры, состоящей из трёх частей. Первые две из них имели дело со статьями израильских мессианских авторов, таких, как: Менахим Бенхаим, Барух Маоц, Гершон Нерель, Лиза Лоден и др. Третья же – со статистикой и описанием существующих в Израиле мессианских общин, чему необходимо было посвятить достаточно времени. (36)

Конечный результат этой деятельности ознаменовался описанием к 1999 году 98 мессианских групп и общин.
Тем не менее, наибольший взрыв распространения Евангелия среди евреев произошёл в США. Только в течение периода третьей волны эмиграции на Запад из бывшего СССР, в Америке было зарегистрировано два мессианских альянса, включавших в себя практически все мессианские общины страны, большинство из которых говорило по-русски.

В 1995 году, являясь членом христианской общины г. Нойс (Германия) и будучи абсолютно уверенным, что являюсь единственным верующим евреем в Иисуса, я был внезапно приглашён на встречу мессианских евреев в г. Мосбах, устроенную миссионерами “Operation Mobilisation”, где, помимо меня, собрались 15 верующих в Иисуса евреев. Почти никто из нас не знал о существовании мессианского движения и еврейской евангелизации в мире. На этой встрече нам открылось, что Господь желает через нас распространять Своё Слово Своему народу.

В этом же году Германию посетили миссионеры “Служения избранному народу” и провели две евангелизации в Берлине и Штутгарте, что в какой-то степени пробудило две уже существующие в Германии мисии: “Evangeliumsdienst fur Israel” и “Arbeitsgemeinschaft fur das messianische Zeugnis an Israel”, которые пригласили двух верующих евреев к себе для организации такого рода служения. Ими являлись Анатолий Ушомирский – основатель и пастор мессианской общины “Шма Исраэль” в г. Эслинген и Михаил Бракер, занимающийся евангелизацией в г. Гановер. В 1996 году “Служение избранного народа” зарегистрировало своё новое отделение в г. Берлин под именем “Бейт Сар Шалом”, и в этом же году через его руководителя Владимира Пикмана образовалась мессианская община “Бейт Шомер Исраэль”.

К 1998 году, когда меня пригласили работать миссионером в “Служение избранному народу”, в Дюссельдорфе уже существовала группа, ставшая фундаментом общины “Бейт Хесед”. В 98 году я поступил в библейскую школу “Bibelseminar Bonn” и, таким образом, стал одним из первых евреев, получивших библейское образование в послевоенной Германии.

С 1995 года мы проводили постоянные конференции, целью которых являлась еврейская евангелизация. Тем не менее, когда количество верующих достигло 300 человек, из которых хорошие 90% пришли к вере в Иешуа именно на таких конференциях, мы решили менять нашу тактику. Сегодня ситуация нами уже не контролируется. Никто из нас не может назвать точное количество мессианских собраний, библейских кружков и других подобных групп. Мы знаем только одно – число верующих в Иешуа евреев растёт каждый день.

Летом 2000 года в Америке, впервые за время существования миссии, собрались вместе практически все члены “Служения избранному народу”. Главной целью было просто познакомиться друг с другом, но не только. Посколько все мы были из различных стран мира, каждый хотел услышать о том, как действует Господь в других странах.

Всякий из нас без сомнений мог с уверенностью сказать: наше столетие действительно является временем миссионерской деятельности в среде Богом избранного народа. Из стран служения нашей миссии, как-то: Америки, Аргентины, Канады, Франции, Англии, Израиля, Украины и Германии – сообщалось одно и то же: “Настолько открытыми для Евангелия евреи не были никогда в мировой истории”.(37)

Заключение

Исходя из Нового Завета, перед нами не стоит задача мессианской деятельности среди евреев с целью обучения их церковным правилам и догмам, но – свидетельствовать им об Иисусе – Мессии, осуществившем пророчества Ветхого Завета, и благословлять их Его именем.(38)

Эти слова принадлежат католику. Всё же среди христиан существуют люди, понимающие необходимость и значимость евангельского свидетельства евреям, причём в таком виде, в каком это угодно Богу. Тем не менее, до сего дня некоторые из них изо всех своих сил пытаются противостоять еврейской евангелизации. Один известный евангелист, посвятивший половину своей жизни свидетельству избранному народу как-то сказал мне следующее: “Антисемитов можно встретить среди двух типов людей: либо это невежественная “чёрная сотня”, либо профессора библейских школ”. Я не хотел бы судить особенно последнюю категорию этих людей, а скорее продемонстрировать, что те, кто просто обязан являться организаторами еврейской евангелизации, всё ещё в своём большинстве являются её врагами. Это удивительно, но факт. Я вспоминаю библейскую ситуацию, описанную в пятой главе Деяний Апостолов. Там говорится о неком Гамалииле, члене синедриона, весьма уважаемом человеке, предостерегавшем еврейский суд бороться с учениками Иешуа: “И ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их: ибо если это предприятие и это дело – от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете его разрушить; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками”. (Деян.5;38 – 39).

Должны ли верующие люди быть настолько слепыми, чтобы не видеть, что происходящее сейчас среди еврейского народа является Божьим действием, которое, дабы не стать врагом Божьим, нуждается в поддержке, а не в противоборстве!

Тем временем мессианские общины растут и развиваются. Растёт и развивается понимание мессианских евреев по отношению к Спасению, Закону и служению Богу. Новый Завет уже давно переведен на свой родной язык – иврит, и даже существует так называемый Еврейский Новый Завет, изданный Давидом Штерн. И хотя для нас евангелизация Богом избранного народа и развитие еврейского понимания Писания занимает весьма высокое положение, так же для нас не менее важно быть вместе с нашими нееврейскими братьями и сёстрами. Мы не есть нечто новое и обособленное, но всего лишь часть “тела Господня”. К сожалению же, слишком часто сталкиваемся мы с христианским непониманием, результат которого выливается в открытое нежелание поддерживать с нами какие-либо отношения, из-за чего в наше время рассуждения о евреях и христианах стали слишком популярными, но страшно бессмысленными.

Я надеюсь, что эта работа поможет, по крайней мере, некоторым расставить определённые акценты в понимании еврейской евангелизации. И, может быть, кто-нибудь, следуя за Апостолом Павлом, повторит его прекрасные слова, которые многие читают и слышат, но не во всём им следуют: “Ибо я не стыжусь благовествования Мессии, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых Иудею, потом и Эллину”. (Рим.1;16).

Источники
  1. Пинхас Полонский. Евреи и христианство. Иерусалим: “Маханаим”, 1995. Стр.8.
  2. Там же. Стр.9
  3. Erklärung der Mitgliederversammlung des Deutschen Koordinierungsrates der Gesellschaften für christlich – jüdische Zusammenarbeit zu judenmissionarischen Aktivitäten und Einstellungen. Judenmission – Kirche auf den Prüfstand. Mash.-schr. Bad Nauheim, 2000.
  4. Джошуа Трахтенерг. Дьявол и евреи. Москва: “Гешарим”, 1998. Стр.278
  5. Merrill C. Tenney. Die Welt des Neuen Testaments. Marburg a.d. Lahn: “Francke”, 1994. 4 Auf. S.260.
  6. Джон Белл. Стать подобным Мессии. Charlotte: Chosen People Ministries, 1987. Стр.16.
  7. Энциклопедический словарь Христианство. Москва: “Большая Российская Енциклопедия”, 1995. Т.2, Стр. 309
  8. Стэн Тэлчин. Найти истину. Минск: “Picorp”, 1997. Стр.74.
  9. Ерл Кернс. Дорогами христианства. Москва: “Протестант”, 1992. Стр. 42
  10. Лев Поляков. История антисиметизма. Москва: “Леахим”, 1997. Стр. 25, 26, 154
  11. Там же. Стр.215
  12. Краткая еврейская энциклопедия. 5Т., Иерусалим: “Кетер”, 1976. “Марраны”. Стр.130
  13. Краткая еврейская энциклопедия. 4Т., Иерусалим: “Кетер”, 1976. “Крещение насильственное”. Стр.574
  14. Jüdischen Freunden den Messias bezeugen. Charlotte: “Chosen People Ministries”, 1991. Стр. 32.
  15. Джоан Комей. Кто есть кто в истории евреев. Москва: “Внешсигма”, 1998. Стр.290
  16. Краткая еврейская энциклопедия. 4Т., Иерусалим: “Кетер”, 1976. “Лютер”. Стр.1007
  17. Диспут Нахманида. Москва: “Хаман”, 1992. Стр. 14
  18. Краткая еврейская энциклопедия. 5Т., Иерусалим: “Кетер”, 1976. “Марраны”. Стр.134.
  19. Там же.
  20. Краткая еврейская энциклопедия. 7Т., Иерусалим: “Кетер”, 1976. “Россия”. Стр.312
  21. Кай Кьер – Хансен. Иосиф Рабинович и мессианское движение. Санкт-Петербург: “Библия для всех”, 1997. Стр. 13
  22. Там же. Стр. 10
  23. Анрей Кмитт. Хорошо забытое старое. www.beytshalom.dp.ua/arfic/forgotn.html
  24. Кай Кьер – Хансен. Иосиф Рабинович и мессианское движение. Санкт-Петербург: “Библия для всех”, 1997. Стр. 4.
  25. Там же. Стр. 56.
  26. Там же. Стр. 97
  27. Harold A. Sevner. A Rabbi`s Vision. Charlot: “Chosen People Ministies”, 1994. Стр. 7
  28. Рабби Коэн. Киев: Община мессианских евреев “Бейт Эль Гибор”, 1996. Стр.1
  29. Начало мудрости. Иерусалим: “Керен Ахва мешихит”, 1992. Стр.25
  30. Harold A. Sevner. A Rabbi`s Vision. Charlot: “Chosen People Ministies”, 1994. Стр. 29
  31. Там же. Стр.55
  32. Там же. Стр. 97
  33. Там же. Стр. 284.
  34. Zeitung Idea Spektrum. “Jeder 150.Jude glaubt an Jesus Christus”, 18/5 2001.S.13..
  35. Harold A. Sevner. A Rabbi`s Vision. Charlot: “Chosen People Ministies”, 1994. Стр. 585
  36. Kai Kjer-Hansen u. Bodil F. Skjot. Facts&Myths About the Messianic Congregations in Israel, Jerusalem: Mishkan 1999. Стр.55
  37. Свидерский, Кирилл. “Конференция нашей миссии “Служение избранному народу””. Ор Иешуа (информационное письмо миссии “Бейт Сар Шалом”), Берлин, ноябрь 2000.
  38. “Ja zum Messianischen Zeugnis!”. Nachrichten aus Israel (Januar 1999).